АдминистрацияОбщие сведения

Дальнереченск – город в северной части Приморского края. наделенный статусом городского округа, административный центр Дальнереченского района. Расположен на Нижне-Уссурийской равнине, в долинах рек Уссури, Большая Уссурка (до 1972 г. р. Иман) и Малиновка, в 420 км к северо-востоку от краевого центра – города Владивостока. в 7 км от границы с Китаем.

Улицы и индексы Дальнереченска (225) Все улицы

История Дальнереченска

Город Дальнереченск вырос из простого казачьего поселения, основанного на берегу Имана. В 1858 году, после подписания графом Н. Н. Муравьевым-Амурским Пекинского договора, казаки были расселены на границе с Китаем вдоль берегов рек Амур, Уссури и Сунгач. Станица Графская была основана в 1859 году на берегу р. Уссури при впадении в нее р. Иман в числе 28 станиц Уссурийского пешего батальона Амурского казачьего войска. Станица получила свое название в честь графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского. бывшего генерал-губернатором Восточной Сибири и проводившего активную деятельность в области изучения, освоения и заселения Дальнего Востока.

Одним из основных занятий жителей станицы была заготовка дров для пароходов. Современники отмечали, что казаки беспробудно пили, имея достаточно средств от заготовки дров при высокой их цене и обилии леса в округе. В частности профессор Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения В. Е. Тимонов писал: «… небольшой труд снабжает казаков достаточным количеством денег для беспробудного пьянства в течение круглого года…». Дешевым источником водки являлась китайская контрабанда. В 1894 году Владимир Алексеевич Альфтан, бывший в это время старшим адъютантом канцелярии при военном губернаторе Приморской области, отмечал, что «вид станицы и ее жители не производят приятного впечатления…». Из того же сообщения В. А. Альфтана известно, что в Графской работали кабак, 3 торговые лавки и новая часовня. По близости шли работы по прокладке железной дороги.

В 1894 году строительство участка железной дороги на Южно-Уссурийской линии, которое велось под руководством инженера Ореста Полиеновича Вяземского, было завершено. Было открыто движение поездов до станции Иман (до 387 версты). Это событие явилось важнейшим для истории всего края. Берег Тихого океана был соединен рельсовым путем с пристанью в бассейне Амура, как следствие, было открыто непрерывное сообщение порта Владивостока с обширной территорией Приморского края и Забайкалья.

Газета «Владивосток» от 27 ноября 1894 г. сообщала, что около реки Иман, на расстоянии 10 верст от станции Муравьев-Амурский стало образовываться небольшое поселение из строителей железной дороги и предпринимателей. Здесь велось строительство железнодорожного моста и планировалось устройство пристани «при устье Имана в Уссури». Из «Путеводителя по великой сибирской железной дороге» известно, что в новое поселение Иман сразу начало активно развиваться. В течение нескольких месяцев здесь появились гостиницы, магазины, трактиры и целая улица домов. Предместьем поселка стала китайская деревня Чифу, получившая название от города, из которого прибывала большая часть китайских рабочих.

В 1894 году по запросу войскового наказного атамана Приамурских казачьих войск Сергея Михайловича Духовского выделяются средства для приобретения кораблей для Амурско-Уссурийской казачьей флотилии, которая должна была вести наблюдение за пограничной линией и поддерживать сообщение между прибрежными поселками на реках Амур и Уссури. На заводе «Крейтон-Вулкан» были построены канонерские лодки «Шилка», «Атаман», «Дозорный» и баржа «Лена». Судами «Доброфлота» (Добровольного флота) они были перевезены во Владивосток. после чего по железной дороге доставлены в Иман, у пристани которого была осуществлена их сборка.

Административно территория у станции Иман в конце XIX века располагалась в районе земель Уссурийского казачьего округа. Распоряжением наказного атамана Уссурийского войска от 5 февраля 1895 г. все лица, жившие на войсковой земле и имеющие постройки, были обложены установленным сбором с выдачей свидетельства. По данным 1896 года в Имане 21 дворовое место было занято постройками, население насчитывало 107 жителей обоего пола – 81 мужского и 26 женского. На государственных землях около железнодорожной станции Иман значилось 14 дворовых мест, занятых строениями, в пристанционном поселении железнодорожников числилось 133 жителя обоего пола – 100 мужского и 33 женского.

По первому плану поселка Иман, называвшегося также посадом, от 8 декабря 1905 г. были образованы 12 улиц, 118 усадебных участков, а также Базарная и Церковная площади. На берегу реки Имана, рядом с пристанью, был выделен участок под кладбище. К 1908 году население Имана выросло до 4 850 человек, из которых 25 чиновников, 23 казака, 2 дворянина, 100 мещан, 2 560 крестьян, 2 140 иностранцев (главным образом, китайцев и японцев). Количество деревянных строений – 535. Под усадьбами значилось 76 десятин земли, под улицами и площадями – 30 десятин.

Многие жители Имана служили на железной дороге. Развивались лесная промышленность и торговля. Жители также занимались ловом и засолкой рыбы, в основном кеты. Годовой оборот торговли превышал 1 миллион рублей.

Поселок быстро развивался. Планом поселения Иман 1909 года было предусмотрено в новой части поселка (сегодня этот территория центра города Дальнереченск) создание 24 улиц и 551 усадебных участков. 30 ноября 1912 года военным губернатором Приморской области, наказным атаманом Уссурийского казачьего войска генерал-майором Михаилом Михайловичем Манакиным был утвержден план развития поселка Иман.

В 1917 году Иман получил статус города.

В период Гражданской войны поселок являлся одним из оплотов атамана Уссурийского казачьего войска Ивана Павловича Калмыкова в борьбе против Красной армии. В Имане дислоцировалась печально известная «Иманская сотня», состоявшая из казаков-уссурийцев и насчитывавшая до 65 бойцов при 2 пулеметах. Бойцы сотни вели в основном операции против партизан.

В 1972 году Иман переименован в Дальнереченск в результате кампании по ликвидации китайских названий на Дальнем Востоке, ставшей следствием советско-китайского вооружённого конфликта на острове Даманском.

Экономика и социальная сфера

Основные отрасли промышленного производства Дальнереченска:

  • производство пиломатериалов и погонажных изделий, оконных и дверных блоков, мебельных щитов, паркета, евровагонки
  • ООО «Дальнереченский лесокомбинат» (деревообрабатывающее предприятие)
  • ОАО «Пекарь и К» (пищевое производство)
  • ООО «Дальнереченский мясокомбинат» (пищевое производство)
  • Комментарии запрещены.

    Навигация по записям