История и современное состояние города ДальнереченскаИстория города Дальнереченска насчитывает уже 145 лет. С того самого момента, когда согласно указа генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского, летом 1859 г. на высоком берегу Уссури появилась казачья станица Графская. Станица основана выходцами Забайкальского (35 семей), Донецкого (6 семей), Оренбургского (8 семей), Терского (6 семей) и Кубанского (1 семья) казачьих войск.

Казаки сумели продемонстрировать принадлежность края России. Но обеспечить своими силами освоение внутренних районов или надёжную защиту территории они не могли. Эти задачи решали подразделения русской армии и гражданские жители.

При отсутствии грунтовых дорог главной транспортной магистралью были реки, поэтому место слияния Имана и Уссури имело стратегическое значение. Здесь с 80-х годов формировался укреплённый район, получивший в 1896 г. наименование “Штаб графа Муравьёва-Амурского”.

Положение местного населения коренным образом изменило строительство железной дороги. В 1891 г. император Александр III утвердил решение о строительстве Южно-Уссурийской железной дороги Владивосток – Никольское – Спасское – Графское. К 1893 г. начала работу железнодорожная станция Муравьёво-Амурская (ныне Лазо).

Начальник работ по сооружению Уссурийской железной дороги, сообщая о ходе работ на северном участке, указал, что к 1 декабря 1894 г. от станции Муравьёво-Амурская до пристани Иман уложены главный и запасной пути, на станции Иман заложен фундамент жилого дома, устроены временные помещения для рабочих и служащих. Это и стало началом ещё одной страницы в истории города Дальнереченска.

Первой коренной жительницей Имана стала Елизавета Малахиевна Прохорова. Она родилась 24 августа 1895 г.

Несмотря на трудности Иман рос и развивался, превращаясь в торговый и промышленный центр севера Приморья. В Имане возникли и успешно развивались лесопромышленные предприятия купцов Скидельского, Стрелецкого, Кузина. Успешно велась торговля, в том числе и крупных торговых фирм “Кунст и Альберс”, братьев Пьянковых и др. Имелись свои столовые, рестораны, харчевни, кожевенный завод, завод искусственных минеральных вод, мельницы, 29 мануфактурных магазинов и т. д.

В 1897 году Иман стал местом базирования кораблей Уссурийской казачьей флотилии, первым командиром которой был назначен Д. А. Лухманов, а первыми кораблями стали “Атаман” и “Казак Уссурийский” с баржей “Казачка”.

Образование можно было получить в четырёхклассном высшем начальном училище, первой на Дальнем Востоке учебно-показательной мастерской по обработке дерева (3 года обучения), одно — и двухклассном училищах.

Член Амурской экспедиции Закревский писал: “…поселение Иман развивается в крупный населённый пункт, являясь русским порубежным оплотом на самой китайской границе …”.

К 1908 г. в Имане проживало около пяти тысяч человек, из них 2,5 тысячи русские подданные, а остальные – иностранцы, в основном китайцы, корейцы, японцы. Необходимо было решать вопросы охраны общественного порядка, устройство пожарной охраны, улучшения санитарной обстановки, заниматься развитием социальной сферы, вести мелиоративные работы.

30 июня (17 июня) 1909 г. был образован Иманский уезд. выделившийся из Южно-Уссурийского. Иман становится административным центром. В нём находились: уездное воинской повинности присутствие, Канцелярии: крестьянских начальников 12-го и 13-го участков, мирового судьи, инспектора народных училищ, начальника участка Уссурийского казачьего войска, станового пристава, лесничего, казначейства. Почтово-телеграфная контора, врачебный и ветеринарный участки, переселенческая больница, казённый сельскохозяйственный склад переселенческого управления, общественное собрание, иллюзион, агенты 3-х страховых обществ. Первым начальником уезда стал Михаил Николаевич Козляников.

Борьба за введение в Имане городового и сельского положения была сложной и долгой, продолжалась она до 1917 г. и завершилась успешно: 16 июня 1917 г. было принято постановление временного правительства “О преобразовании 41 поселения в города с введением в них городского положения”. Подписал постановление министр-председатель Г. Е. Львов. Иман был преобразован в город Иманский.

Советская власть была провозглашена в Имане в начале 1918 года. Первым председателем Совета рабочих и солдатских депутатов стал А. В. Татаринцев. В марте того же года Е. Е. Рябуха был избран председателем уездного Совета. В это же время продолжали действовать земские органы – городская дума и управа. Двоевластие кончилось в мае 1918 года.

В сентябре власть перешла в руки белогвардейцев и японских интервентов. Гарнизоном командовал А. Г. Ширяев, японской ротой – Анача. Рядом с городом в старом учебном лагере содержали пленных красноармейцев и сторонников большевиков. Власть белых свергли в январе 1920 года, японцы оставались до октября. Власть Советов была восстановлена в марте 1922 года.

На рубеже 30-х годов создавались новые предприятия. Построили лесозавод №19, сплавную контору, крупозавод (Рисозавод), бондарный завод, действовали рыбозавод, артели, хлебопекарни. Необходимость укреплять обороноспособность привела к увеличению воинского контингента. В Имане создали 57-й пограничный отряд, рядом с городом шло формирование 109-го укреплённого района.

До Великой Отечественной войны построили три средние школы, радиофицировали часть домов, установили в клубе аппаратуру для демонстрации звуковых кинофильмов, наладили работу типографии и редакции газеты “Борьба”, открыли городскую больницу, поликлинику, зубоврачебный кабинет. Из районной библиотеки была выделена детская библиотека.

В годы Великой Отечественной войны свыше 6000 иманцев ушли на фронт, 2200 из них отдали свои жизни во имя Родины. Из числа ушедших на фронт дальнереченцев – семь Героев Советского Союза: Шумейко А. А. Чепелюк С. Г. Рудь Н. Н. Никитченко Н. М. Харламов М. И. Бабошин В. Н. Тягушев Е. В.

На предприятиях города выпускали снарядные ящики, делали валенки для нужд армии, собирали средства на строительство танковой колонны “Приморский комсомолец” и авиаэскадрильи “Советское Приморье”, собирали деньги в фонд обороны.

На противоположном от Имана берегу реки Уссури в месте слияния с рекой Иман японцы создали Хутоуский укрепрайон. В августе 1945 года воины 109 укрепрайона вели тяжёлые бои против японских милитаристов. Жители города помогали раненым солдатам, которые лечились в госпитале в гарнизоне Графском.

Город Иман в 1972 году был переименован в Дальнереченск .

Сегодня Дальнереченск – центр лесной, деревообрабатывающей, пищевой промышленности. Пиломатериалы, столярные изделия, лесоматериалы круглые, мебель, хлебобулочные и кондитерские изделия – основные виды выпускаемой продукции.

Культурный центр города объединяет 4 Дома культуры, музей истории города, школы искусств, музыкальную и художественную, 5 библиотек. Функционирует два профессионально-технических училища, филиалы Лесозаводского медицинского училища и Дальневосточного государственного технического университета. Заканчивается строительство спорткомплекса.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям